Рынок Hi Fi  
 
  Статьи, тесты, обзоры
Домашний кинотеатр - каким он должен быть?
Журнал "Технологии строительства" 2002 #4 (01.04.2002)

В процессе организации и оснащения домашних кинотеатров, акцент традиционно делается на электротехнические характеристики акустической аппаратуры. Чем они выше, тем точнее воспроизводится запись и, следовательно, тем дороже оборудование кинотеатра. И все же, как показывает опыт, параметры звука зависят не только от возможностей технических средств...

Московская студия архитектуры и дизайна "АТТИКА" в сотрудничестве с Институтом акустики им. Андреева создала проект частного кинотеатра, не имеющего на сегодняшний день аналогов. Подвальное помещение в загородном доме было превращено в высокотехнологичный кино- и звукозал для просмотра кинокартин и прослушивания аудиозаписей. О том, какое значение заказчик уделял качеству звуковоспроизведения, говорит тот факт, что проект кинозала выделялся в самостоятельное направление, и бюро было поручено заниматься только этой работой. Проанализировав требования заказчика, проектировщики пришли к выводу, что, в данном случае речь должна идти о профессиональном озвучивании помещения. Выполнение такой задачи требовало соблюдения максимального количества довольно специфических условий и норм, с которыми в обычной проектной практике архитектор не сталкивается. Поэтому было принято решение обратиться за помощью к сотрудникам Института акустики им. Андреева. Рабочую группу возглавили ведущие российские специалисты в области электроакустики: кандидат технических наук А. Гайдаров (вице-президент московского отделения Всемирного Общества инженеров электроакустиков), кандидаты технических наук В. Белов и М. Ланне.

В идеальном случае при воспроизведении звукозаписи слушатель должен воспринимать только то, что записано в студии. Любые, не предусмотренные в процессе записи отражения акустической волны будут искажать звуковую картину. Следовательно, акустические свойства помещения, в котором размещается звуковоспроизводящая техника, оказывают самое непосредственное влияние на распространение и распределение звуковой волны. Поэтому все основные этапы проектирования были посвящены формированию акустической среды, которая находилась в тесной связи с функционально-эстетической организацией объема кинозала.

На первой стадии работ появился визуальный ряд, содержащий в себе основные предложения по отделке интерьера и его предметному насыщению. Выбранная авторским коллективом концепция следования стилистике 20-х годов ХХ в. возникла как ассоциативное обращение к эпохе расцвета кинематографа. Для работы над архитектурным проектом потребовалось провести серьезные исследования в области истории искусств и дизайна. В частности, в интерьер были введены витражи, созданные по мотивам произведений известного дизайнера и ювелира того времени Рене Лалика (Rene Lalique). На стекле методом химического травления выполнялись декоративные горельефные композиции, с характерной для этой техники обработки стекла тонкой моделировкой формы. Вместе с тем, проект предусматривал устройство потолка с глубокими кессонами и широкое применение в отделке помещения пробки и шпона из древесины ценных пород.

После того как с архитектурным предложением ознакомились инженеры из Института акустики, работы вступили в новую фазу. Необходимо было увязать дизайн интерьера с акустическим проектом. На основании результатов расчетов акустических параметров помещения специалисты по акустике определили критерии выбора отделочных материалов и обозначили их распределение в объеме кинозала. Таким образом, выявилась явная зависимость архитектурной части проекта от акустических характеристик будущего кинозала. В этой ситуации архитекторам предстояло средствами дизайна найти точное выражение основополагающих законов распределения звука в помещении. При этом основная задача, которую следовало решить творческому коллективу, состояла в том, чтобы свести к минимуму эффект звукоотражения. Поэтому в структуре отделки особое значение придавалось звукопоглощающим материалам. Для их подбора были составлены таблицы зависимости акустических характеристик материалов от физических свойств. Поскольку представители торгующих организаций не всегда могли предоставить архитекторам интересующую их информацию, проектировщикам зачастую приходилось заниматься сбором образцов материалов. Затем в Институте акустики под руководством кандидата технических наук В. Белова проводилось тестирование собранных образцов с целью определения их способности к звукопоглощению. Все замеры осуществлялись в специально оборудованной акустической камере. На основании выявленных акустических свойств отделочных материалов и с учетом пропорций помещения создавалась математическая модель распределения звуковых волн в объеме кинозала. Полученные таким образом данные использовались для определения электротехнических параметров звуковоспроизводящих устройств, и отрабатывались возможные варианты комплектации кинозала необходимой акустической аппаратурой.

По мере формирования перечня материалов, которые предстояло использовать в отделке кинозала, архитектурный проект постоянно корректировался и насыщался конкретными конструкторско-технологическими решениями. Исходя из рекомендаций инженеров-электроакустиков стены помещения должны быть покрыты панелями, состоящими из двух слоев пробкового конгломерата различной толщины, между которыми размещались алюминиевые листы. Кроме того, панели, обращенные к фронту акустической волны, предстояло пропитать фисташковым лаком. Пробковые панели необходимо жестко закрепить к стене и между ними, в местах стыков, организовать демпфирующие зазоры, заполненные рейками из мягкого пористого бальзового дерева, обладающего хорошим звукопоглощением. Бальзовые рейки, как и фронтальные акустические панели, следовало пропитать фисташковым лаком. Благодаря особому сочетанию пробкового конгломерата, бальзы, листового алюминия и фисташкового лака удалось достичь необходимых показателей отражения и поглощения звуковой волны.

Стяжку под напольное покрытие требовалось выполнить по особой технологии, когда в выравнивающий состав добавляются распушенная целлюлоза, волокна которой способствуют звукопоглощению. В качестве напольного покрытия был использован акустически пассивный ковер со специально подобранной жесткостью ворса.

Любопытно, что целый ряд архитектурных предложений по отделке помещения был сразу поддержан специалистами Института акустики, хотя для их реализации потребовалось внесение определенных уточнений в отношении толщины и сочетаемости различных материалов. В частности, это касалось пробкового покрытия стен и подвесного кессонированного потолка. Для потолочных конструкций была выбрана технология компании "КНАУФ ГИПС". Поскольку в данном случае речь шла о ячеистом потолке, несущая система монтировалась с шагом в два раза меньшим, чем это определено производителем. Зазор между плитой перекрытия и потолочными панелями заполнялся базальтовой ватой, которая запрессовывалась туда со значительным усилием. Во избежание образования резонирующих полостей все коммуникационные полости в стенах вскрывались и также заполнялись минеральной ватой.

Входные двери - двухкамерный стеклопакет в алюминиевом профиле, поверх которого наклеивались демпфирующие фальш-филенки из бальзы. Так как бальза не отличается декоративными свойствами, окончательная отделка дверей производилась шпоном из древесины тропической породы с последующей пропиткой натуральным растительным маслом.

В интерьере много стекла, которое в соответствии с архитектурным замыслом задает основную тему декоративного решения. Однако по требованию акустиков все стеклянные элементы (полочки, остекление шкафов и т.д.) были жестко зафиксированы (вклеены) или установлены с демпфирующей прокладкой из пористой резины. Задники шкафов и стеллажей оклеены пробковым листом и окрашены серебристой краской. Выполняя функцию демпфера, задники одновременно являются фоном для DVD-дисков и видеокассет, а также для экспозиции коллекции старинной кино- и фотоаппаратуры.

Проекционный экран, закрывающийся шторами, смонтирован в объемной раме коробчатой конструкции и несколько утоплен по отношению к ее фронтальной плоскости. В нижней части короба размещен сабвуфер. Коробчатая рама изготовлена из листов гипсокартона, ее основание заполнено песком, а верхняя часть - минеральной ватой "Шуманет". Поверхность короба зашпаклевана выравнивающим составом с добавлением распушенной целлюлозы, зашлифована и окрашена латексной краской.

Особое внимание было уделено созданию комфортных условий пребывания в помещении. В систему светотехнического оборудования был введен диммер - устройство плавной регулировки уровня освещенности. В то же время, при отключении общего света в комнате остается местная подсветка. Она осуществляется благодаря встроенным в мебель точечным светильникам, свет которых рассеивается при помощи полок из матового стекла. Мягкое освещение снимает утомляемость глаз во время демонстрации фильма и позволяет ориентироваться в пространстве зала. Кроме того, в зале предусмотрен пол с подогревом до 18-20°С. Такая температура не снижает тонус сосудов и не приводит к варикозному расширению вен.

Длительное нахождение в кинотеатре при закрытых дверях потребовало оснащения помещения микроклиматическим оборудованием: вентиляцией, кондиционером, а также системами охлаждения и поддержания влажности. В связи с этим пришлось соблюсти еще одно важное условие - все агрегаты должны работать бесшумно. Для того чтобы исключить малейший фоновый звук, архитекторы применили разнесенные воздухозаборники с вентиляционными решетками лабиринтного типа - всего боле 50 решеток, расположенных на пересечении кессонов.

В результате детальной проработки функциональной среды кинозала возникла многоступенчатая структура, включающая в себя различные сетевые блоки, одни из которых должны действовать синхронно, другие - последовательно или независимо друг от друга. Для обеспечения четкой и слаженной работы всей исполнительной автоматики инженеры-схемотехники создали систему управления и контроля, в конфигурацию которой введен центральный процессорный модуль. Поскольку зал насыщен дорогостоящей энергозависимой аппаратурой, чутко реагирующей на скачки напряжения в сети, система электропитания имеет стабилизирующее устройство. Во избежание нежелательных последствий аварийного сбоя в энергоснабжении предусмотрен источник бесперебойного питания, который в течение 30 мин. в автономном режиме будет осуществлять подачу электроэнергии. Как показывает опыт, этого времени вполне достаточно для отключения от сети всего электрооборудования.

Благодаря совместным усилиям архитекторов, специалистов по электроакустике и представителей других инженерных специальностей, удалось реализовать новейшую комплексную программу по организации домашнего кинотеатра. В состав данного проекта вошли архитектурная часть, сложнейший инженерный и акустический проекты, содержащие в себе специально разработанные технологии, направленные на достижение максимального качества воспроизведения звука и изображения. Эта работа задает принципиально новый уровень в решении подобных задач и выделяет этот вид проектных услуг в отдельное направление архитектурной, научной и инженерной деятельности.


Автор:
Александр Вайсфельд


К списку статей Следующая статья


Солярис

© 2006-2020 ООО "Домашние кинотеатры"

Все права защищены

Правовая информация

Правила использования сайта solyaris.ru

123290, г.Москва, ул.Садовническая, д.74

+7 (495) 951-99-44 (с 12:00 до 18:00)

+7 (926) 159-99-44 (с 11:00 до 20:00)

info@solyaris.ru

Использование любых материалов сайта разрешено только с письменного согласия авторов.

Сопровождение и поддержка: РА Профит