Рынок Hi Fi  
 
  Статьи, тесты, обзоры
Практика: правила выбора недорогого домашнего кинотеатра
ZOOM.CNews

Домашний кинотеатр – сложное сочетание средств создания изображения – то есть телевизора, ЖК или плазменной панели, а может быть и проектора, с другим оборудованием, создающим звуковую картину. В первой части нашего материала, посвященного созданию домашних кинотеатров мы рассмотрели основные принципы выбора визуальной части ДК, теперь подошла очередь рассказать о том, как выбрать акустические системы и систему усиления и декодирования звука. Этот материал не претендует на полноту освещения вопроса – домашним кинотеатрам посвящены толстые ежемесячные журналы, однако мы попытаемся разобраться в первом приближении, что же это такое.

Источники видеосигнала

На сегодняшний день наибольшее распространение в качестве источников видеосигнала в домашних кинотеатрах получили DVD-проигрыватели, однако, не стоит забывать и о таком старом добром устройстве, как видеомагнитофон.

Видеомагнитофон

Объяснять, как работает современный видеомагнитофон, отнюдь не является целью данного обзора. Примем, что все просто: вставил кассету в кассетоприемник, нажал на кнопку и приступил к просмотру. Казалось бы, действительно все просто, но есть и слабые места. Первое – качество видеокассеты и изображения на ней, второе – качество считывающего устройства. Что касается кассеты, то если с качество записи и конструкции можно выбрать (в определенных пределах, конечно же), то с естественным износом кассеты ничего не поделаешь – увы, век ее недолог. Да и все-таки качество по сравнению с новомодными DVD оставляет желать лучшего. Ведь на традиционной кассете VHS стандарта используется аналоговая запись видео и аудио сигналов, что позволяет избежать полного исчезновения картинки вследствие износа, однако делает этот формат непригодным для большого экрана и качественного видео. Цифровые видеомагнитофоны в свое время существовали, но не получили широкого распространения дальше студий видеозаписи или монтажных ТВ.

VHS видеомагнитофоны уже уходят в прошлое

Что касается качества считывающего устройства, а точнее количества видео и аудиоголовок, то в последнее время наибольшее распространение получили 6-ти головочные стереовидеомагнитофоны. Эти устройства имеют 4 видео и 2 аудиоголовки, что при использовании кассеты с первой копией можно добиться изображения близкого (но все же не такого) к DVD и приличного стереозвука.

Говорить что-либо о преимуществах или недостатках присутствия в домашнем кинотеатре такого компонента как видеомагнитофон, на наш взгляд, не совсем уместно, но все же: преимущество – возможность просмотра видео с уходящего, но не ушедшего до конца, стандарта VHS, а недостатки – дополнительное место, питание и затраты в районе $200. Эта именно та сумма, за которую можно приобрести добротный 6-ти головочный стереовидеомагнитофон.

DVD-плеер

История DVD в России началась в 1997 году. С тех пор направление DVD непрерывно развивалось и совершенствовалось. Об этом формате написано и сказано столь много, что останавливаться на каких-то технических тонкостях не имеет смысла, стоит осветить лишь основные аспекты.

Современный DVD плеер – торжество минимализма в дизайне

Внешне DVD-диск выглядит абсолютно также, как и обычный CD, однако плотность записи, а следовательно и доступный объем диска неизмеримо выше. Для примера, на CD можно записать порядка 700 Мб информации, тогда как на обычный односторонний DVD – 4,7 Гб, что соответствует 133 минутам видео с качеством, приближенном к возможностям профессиональной видеоаппаратуры.

Теперь что касается собственно проигрывателей. На сегодняшний день в том невообразимом разнообразии плееров, что представлены на рынке, разобраться довольно проблематично. Можно, конечно, потратить не одну неделю на поиски информации в интернете и походы по магазинам, но целесообразней обратить внимание на несколько важнейших деталей, которые вам действительно необходимы при выборе.

Итак, первое, на что нужно смотреть – это «мультизональность» плеера. Так как всеь мир поделен на несколько зон, в каждой из которых продаются диски и плееры преимущественно для локального использования, не стоит заниматься самовывозом плеера из США, Канады или Японии. Такой агрегат почти наверняка откажется читать легально изданные в России диски. Следовательно покупать плеер необходимо в России, так как, в своем большинстве, они будут читать диски из всех стран (в том числе и пиратские) – что поделать, особенность российского менталитета заставляет производителей делать универсальные устройства именно для нас.

Второе - поддерживаемые форматы дисков и файлов. Если создается домашний кинотеатр не класса Hi-End и если сумма на его покупку не превышает стоимости недорогого автомобиля, то не стоит покупать плеер, который не воспроизводит MP3, MPEG4, JPEG-картинки и не читает нетиражные (т.е. всякие –R и -RW) CD и DVD-диски. Это добавит универсальности и никак не скажется на цене.

Множество разъемов – непременный атрибут хорошего плеера

Третье – наличие или отсутствие в плеере встроенных декодеров пространственного звука Dolby Digital и DTS. Эти декодеры нужны лишь в случае использования недорогих сателитных акустических систем и сабвуферов, поскольку производители не помещают в корпус DVD-плеера серьезных усилителей на каждый канал и, соответственно, добиться качественного звучания вряд ли удастся. Остальные моменты, как то: наличие караоке, количество разъемов на задней панели плеера и т.д. каждый должен рассматривать самостоятельно в зависимости от своих потребностей.

Стоимость DVD-проигрывателей на теперешний момент делает их доступными широким массам потребителей. Купить сегодня плеер можно уже менее чем за $90, а более серьезную модель среднего класса и известной марки за $200-350.

DVD+VHS


Комбинация DVD и VHS – не самый лучший выбор

Навязчивая реклама о борьбе форматов вполне может подтолкнуть пользователя приобрести пресловутый «комбайн». На наш взгляд, этого делать не следует и вот почему: во-первых, в цене выигрыш если и получается, то настолько незначительный, что сэкономить на данном продукте вряд ли удастся, а во-вторых – в таких комбайнах и видеомагнитофон и DVD-плеер зависят от общего управляющего блока, блока питания и корпуса, что может повлечь за собой уже забытую проблему «видеодвоек»: сломалось что-то одно, а на время ремонта остаешься и без второго.

Сердце домашнего кинотеатра

Если принято решение собрать достойный кинотеатр, то без такого компонента как ресивер или пары «процессор окружающего звука c усилителем» не обойтись. Конечно, наличие двух компонентов, каждый из которых отвечает за что-то одно привлекательней по определению – звук от такого разделения только выигрывает. Процессор пространственного звука декодирует и разделяет сигнал, а усилитель соответственно усиливает и направляет его дальше на акустическую систему. Отсутствие помех от разных электронных блоков работающих одновременно может только улучшить звук. Так оно конечно лучше, но только в том случае, если принято решение потратить на домашний кинотеатр более пяти тысяч долларов. Если же сумма меньше, то разница в звучании ресивера или пары процессор-усилитель будет практически незаметна, а если не видно разницы, зачем платить больше? Распространенной ошибкой будет и покупка дорогого процессора и посредственного усилителя, поскольку основной вклад в качество звука вносит именно усилитель вкупе с акустической системой, процессор же лишь разделяет и декодирует сигнал.

Если попытаться по-простому описать внутренне устройство ресивера, то надо сказать, что в нем присутствуют общий управляющий блок, иногда тюнер (радиоприемник) и несколько усилителей, по одному на каждый канал, кроме канала сабвуфера. Причем усилители могут быть как аналоговыми, так и цифровыми. Среди специалистов не утихают споры, какие же усилители лучше, надежней и дают качественней звук, но в одном они соглашаются: цифровые усилители гораздо меньше по размерам и позволяют выполнить корпус ресивера в модном слим-дизайне.

Лицевая панель хорошего ресивера тоже лаконична

Если первоначально был приобретен DVD-плеер без декодеров окружающего звука Dolby Digital и DTS, то уж в ресивере они должны присутствовать обязательно, а то о каком домашнем кинотеатре без наличия качественного звука идет речь? После того, как в наличие декодеров убедились, очень важно посмотреть, чтобы ресивер обладал достаточным количеством входов и выходов, ведь его возможности таковы, что к нему можно подключать практически всю имеющуюся технику, как то: телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер, спутниковый ресивер, музыкальный центр, игровую приставку, а к некоторым моделям еще и компьютерный монитор. Именно возможность объединения всей домашней техники в единое целое и позволяет назвать ресивер сердцем домашнего кинотеатра.

Практически все ресиверы среднего ценового диапазона обладают одинаковыми характеристиками, поэтому следующее, на что нужно обратить внимание – это выходная мощность. Здесь все зависит от потребностей каждого конкретного человека, но стоит отметить, что для комнаты площадью 20 кв. метров среднеквадратичной (а не максимальной) мощности 80-100 Ватт на канал более чем достаточно для очень и очень громкого звучания.

Задняя панель должна быть заполнена разъемами

Выбор ресиверов значительно меньше, нежели DVD-плееров, и совсем он невелик у ресиверов со слим-дизайном, однако, его с избытком хватает, чтобы удовлетворить практически любые потребности – от минимальной цены в пару сотен долларов до монстров от известных фирм, выдающих запредельные характеристики по мощности и имеющие высочайшее качество звука.

Ни в коем случае не желая обидеть известные и рекламируемые марки, однако отметим, что ресивер стоимостью в $150 просто по определению не может выдать качественный звук, сколь бы дорогими не были колонки или плеер. От качества каждого компонента в нем зависит вся звуковая картина, и за столь небольшие деньги собрать пять (или в варианте 7.1 - семь) усилителей просто невозможно. Так что не стоит экономить на главном компоненте домашнего кинотеатра, ограничившись, однако, разумным соотношением – ресивер должен стоить не более трети стоимости всей системы без учета телевизора. То есть для кинотеатра среднего уровня, на котором можно, к тому же, с удовольствием послушать хорошую музыку, придется покупать аппарат не менее чем за $250-300.

Акустическая система

И вот мы подошли к самому главному – выбору акустики: ведь преимущества хорошего ресивера или усилителя можно элементарно свести на нет, если неграмотно подойти к покупке и расположению колонок. И не стоит считать, что если вы солидно потратились на покупку остальных компонентов, то на колонках можно сэкономить. Нельзя! А то вместо хорошего глубокого звучания вы получите невнятный бубнеж в фильмах и невыразительную музыку, и, как следствие, полное разочарование.

Минимальная комплектация акустики – пять колонок плюс сабвуфер


Напольные колонки могут многое

Реально поддерживаемый формат в настоящий момент – 5.1. это означает, что в состав акустической системы входит шесть колонок – две фронтальные, две тыловые, колонка центрального канала, по которой обычно передаются голоса, и сабвуфер. Что бы вы не слышали о новых 6.1 и даже 7.1. знайте, что на сегодняшний день это не более чем маркетинговый ход производителей в надежде на смену оборудования пользователя на более новое и прогрессивное. Конечно, включение в систему дополнительного одного или двух тыловых центральных каналов ведет к тому, что зрители сидящие на задних рядах слышат более качественный и правильно выстроенный звук. Но проблема в том, что реально DVD-диски не записываются в формате 6.1 и 7.1, а только лишь в 5.1. Звучание тыловых центральных каналов обусловлено тем, что процессор искусственно просчитывает матричным методом задержки и т.д. и результат своих подсчетов выдает на акустическую систему в виде обработанного сигнала.

Также, если бюджет ограничен, не стоит тратить денег на новую функцию «автоопределения положения зрителя», представляющую из себя не более чем микрофон, который необходимо расположить в месте предпочтительного просмотра и управляющий блок. Звук от акустической системы улавливается микрофоном, сведения о положение передаются на процессор, который автоматически подстраивает уровень всех компонентов акустической системы. Проблема в том, что если зрителей несколько, то все равно кто-то окажется в лучшем положении, а кто-то в худшем, а уж если зритель один, то гораздо дешевле провести настройку самому или даже вызвать специалиста, чем тратиться на новую функцию, которая в процессе эксплуатации станет лишь бесполезным электронным хламом.

Итак, в кинотеатре будет применено четыре типа акустических систем: АС (акустическая система) центрального канала, фронтальная АС (пара колонок), тыловая АС (также пара колонок) и сабвуфер.

Фронт

Фронтальные колонки «пропускают» через себя большую часть информации, содержащейся в звуковой дорожке кинофильма, поэтому они должны качественно передавать и музыку, и человеческий голос и, кроме того, внятно передавать басы в насыщенных батальных сценах. Как правило – это довольно большие напольные колонки имеющие как минимум двухполосную конструкцию (то есть с двумя динамиками, работающими на разные звуковые диапазоны). Стоимость качественных «напольников» зашкаливает за $200 за штуку, однако вполне оправданной ценой для среднего класса можно считать ориентир в $50 за одну колонку.

Центр

На центральный канал ложится большая нагрузка

Акустическая система центрального канала состоит из одной колонки, чаще всего содержащей в себе два динамика средней частоты и один высокочастотный динамик. На эту систему возложена очень важная функция – она должна корректно озвучивать все диалоги, звуковые спецэффекты и частично музыкальное сопровождение. АС центрального канала как правило располагается над или под телевизором. Принцип распространения звуковых волн у этого типа АС заключается в равномерном и ненаправленном их излучении в горизонтальной плоскости. Именно поэтому его цена часто равняется паре боковых колонок. За $70 можно купить вполне неплохо звучащую колонку с качественными динамиками, которые не заставят вас прислушиваться к диалогам.

Тыл


Тыловые колонки могут быть и небольшими

Задача тыловых мониторов несколько отличается от функций фронтальной пары и центрального спикера. Она состоит в том, чтобы воспроизвести естественную акустическую среду, поместить зрителя в центр насыщенного звукового поля. Обычно для «тыла» используются «младшие» модели акустических систем из той же линейки, что и фронтальная пара. В идеальном варианте «в тылу» должны работать идентичные фронтальным АС. Главное, чтобы все колонки в комплекте акустики для домашнего кинотеатра имели одинаковый «звуковой почерк». То есть цена на тыловую акустику для нашего кинотеатра должна располагаться в пределах от $30 до $70 за штуку.

Сабвуфер

Сабвуфер — это специальный громкоговоритель, предназначенный для воспроизведения самых низких частот. Басовые спецэффекты, особенно в фильмах жанра action, значительно усиливают эмоциональное воздействие картины на зрителей. Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель мощности, регуляторы громкости и частоты среза, иногда переключатель фазы. Как и у всех остальных компонентов акустической системы, корпус сабвуфера должен быть сделан из дерева, а ни в коем случае не из пластика, а сам сабвуфер должен жестко и четко располагаться на горизонтальной плоскости, иначе вместо насыщенных басов можно получить невнятное дребезжание. Цена качественной конструкции начинается от $100, а за $150 можно приобрести вполне приемлемый экземпляр.

Сабвуфер должен выглядеть солидно

В итоге на качественную акустику придется потратить как минимум $300, а для того, что бы оценить тонкие нюансы звука, особенно в музыкальных произведениях, необходимо начинать с планирования как минимум $700.

Немного о проводах

Логично предположить, что все компоненты домашнего кинотеатра должны быть каким-то образом соединены между собой. Эта важная функция возложена на соединительные провода и тут очень важно не ошибиться. Не так страшно, если приобретен ресивер за 300$ и комплект акустики за 500$, а соединительные провода выбраны по 12$ за метр, да еще и с позолоченными разъемами. В данном случае это обернется лишь незначительной неоправданной тратой средств. Гораздо хуже, если приобретены дорогие процессоры-усилители-акустические системы, а провода выбраны по три рубля за метр с сечением полмиллиметра. В этом случае вас ждет разочарование от неспособности компонентов выдать и половину своего заложенного потенциала. Однако следует учитывать и то, что дорогие соединительные провода не сделают звук плохих колонок лучше, и приобретение комплектов по $50 за метр можно оправдать лишь покупкой домашнего кинотеатра стоимостью больше $10 тыс.

А что же в коробке?

Что движет людьми, приобретающими «кинотеатр в одной коробке» автору не совсем понятно. Скорее всего, это желание иметь не домашний кинотеатр, а что-то похожее. Страсть к «дармовщине» и непобедимое чувство «чтоб было» сделали свое дело – «кинотеатры с одной коробке» продаются гораздо активнее, нежели их старшие братья собираются по частям. И основная причина здесь – дешевизна первых. Конечно, соблазнительнее купить все и сразу за 400-500$, чем собирать те же деньги, но на отдельный компонент кинотеатра. Однако этот соблазн опасен, поскольку может обернуться горьким разочарованием за потраченные средства, после того как пройдет эйфория от собственной крутости и обладания «домашним кинотеатром».

Иногда комплект акустики «в коробке» может стоить больше $1000

После этого останется только неудовлетворенность серым бурчанием мелких пластиковых сателлитов, аккуратно рассованных по углам комнаты, и осознанием того, что этот комплект просто не в состоянии передать задуманное музыкальное оформление фильма. Ведь в таких комплектах обычно находится один DVD-плеер, объединяющий в себе и ресивер и декодер окружающего звука, а также комплект из маленьких колонок. В лучшем случае в таким комплекте деревянным будет корпус сабвуфера, а корпуса колонок практически всегда пластиковые. А «коробочные» домашние кинотеатры от совсем малоизвестных марок, в которых используются корпуса колонок их ДВП не выдерживают никакой критики по качеству усиления звука и качеству использованных динамиков.

В общем, подводя итоги, хочется посоветовать избегать покупки «коробочных кинотеатров», либо рассматривать их только как кинотеатры начального уровня, в смысле «если очень хочется, а на что-то лучшее пока не хватает». Это не относится к дорогим комплектам акустики и усилителя, продающихся тоже в одной коробке, но по цене больше $1,5 тыс., но такие вещи приобретаются еще реже, чем собирается кинотеатров из отдельных компонентов. После того, как купивший за $400 все сразу пользователь захочет улучшить свой персональный кинозал, сразу же выясниться, что ничто из имеющегося не может быть использовано с более дорогими компонентами. Усилитель ну никак не сможет «потянуть» более дорогие и качественные колонки – не хватит мощности и качества электронных компонентов, новый ресивер ни на йоту не улучшит звука плохих колонок, новая плазменная панель или проектор не покажет лучшего изображения, чем изначально выдает дешевый DVD-плеер, а более дорогой DVD-плеер покажет лишь улучшение экранного изображения, да и то на хорошем телевизоре, панели или проекторе. Так что, кроме как для поверхностного ознакомления с сутью теории и практики ДК, рекомендовать покупку одной-единственной коробки нельзя.

Примерные затраты на ДК среднего уровня

Компонент Примечания Цена
DVD плеер Плеер должен поддерживать больше количество форматов и иметь как можно больше выходов $120-200
Ресивер В нем должны присутствовать декодеры окружающего звука и качественные усилители $250-300
Акустика Каждая колонка должна быть специализированным решением $300-700
Провода Идущие в комплекте лучше всего заменить $5-30 комплект
Итого Цена, как видно, колеблется в довольно широких пределах $650-1200

Заключение

Пожалуй, стоит согласиться с высказываниями, что домашний кинотеатр – это лучшее, что смог прогресс предложить человеку в конце прошлого века. Осознание того, что дома тебя ждет нечто любовно собранное самим и позволяющее отдохнуть и получить удовольствие приятно греет душу и помогает пережить то чувство, что за все это отданы немалые деньги. В общем, начинайте собирать домашний кинотеатр – результат стоит того.


Автор:
Игорь Речменский


Предыдущая статья К списку статей


Солярис

© 2006-2020 ООО "Домашние кинотеатры"

Все права защищены

Правовая информация

Правила использования сайта solyaris.ru

123290, г.Москва, ул.Садовническая, д.74

+7 (495) 951-99-44 (с 12:00 до 18:00)

+7 (926) 159-99-44 (с 11:00 до 20:00)

info@solyaris.ru

Использование любых материалов сайта разрешено только с письменного согласия авторов.

Сопровождение и поддержка: РА Профит