Рынок Hi Fi  
 
  Статьи, тесты, обзоры
Акустический барьер ($1300-1680)
www.stereo.ru

Мы традиционно посвящаем значительную часть наших публикаций акустической теме, так как убеждены (не раз писали об этом), что вложение средств в акустику — это, фактически, «строительство» звука, тогда как приобретение других частей системы — только его «шлифовка», а то и просто «бег на месте». Исключения подтверждают правило. Многокомпонентные тесты, аккумулирующие львиную долю материалов об АС, по традиции, исследуют несколько локальных ценовых ниш в диапазоне, ограниченном сверху $1200. Имея определенное количество денег, читатель — потенциальный покупатель — знает: в таком-то номере журнала перед ним «веером» — много акустики за нужную цену. Оценивать модели на основе единых критериев и подходов на этом «денежном» отрезке несложно. Различия между ними легко выявляются сопоставлением объективных данных и субъективных слуховых впечатлений, так как зависимость качества от цены здесь близка к линейной, и представления о качестве систематизированы, подчиняются давно принятой обществом иерархии почти бесспорных звуковых ценностей. Это очень удобно для эксперта.
Наши статьи из рубрики High End затрагивают область высокого акустического искусства. Цена самых недорогих таких «произведений» редко опускается ниже $2000, а уж выше — простор необозримый. Так возник и годы сохранялся дефицит нашего внимания к продукции между названными ценовыми планками: она редко и нерегулярно пересекала порог редакции — только одиночные «гости», тестовые «кампании» не собирались. Почему? В акустике на ближних подступах к хай-энду начинает нарождаться тот конструктивный и звуковой «плюрализм», который является родовым признаком более дорогой техники. Поэтому «предхайэндная» акустика представлялась нам как бы несколько «нетестопригодной»: как сравнивать индивидуальности, по каким критериям? Но, решив: прочь удобства — интересы читателя превыше всего, мы все же дерзнули сделать системный срез этого акустического пласта. В конкретной подборке собрались модели верхних линеек «недорогих» компаний и нижних серий фирм, продукция которых в основном ориентирована на «совсем другие деньги»; колонки компактные и большие; акустика басистая и не очень. В тест вошли даже «делегаты» от легендарных брендов. Цену тестовых моделей формировали разные факторы: технологические, маркетинговые, имиджевые… Бас — то, ради чего, в сущности, громкоговоритель «встал на пол» — производители по-разному трактуют (предлагают свой взгляд на соотношение его глубинных и структурных свойств) и реализуют технически (число полос, головок, оформление). Общее для всех АС — широкий динамический диапазон: объективная основа качества звучания. В ходе теста мы, с одной стороны, как и раньше, пристально всматривались в данные измерений, с другой — особо внимательно «выслушивали» оппонентов, стремясь подвести яркие акустические индивидуальности к общему знаменателю.
DALI Concept 10

Конструкция. «Десятка» — флагманская модель серии Concept датской DALI. В настоящее время линейка укомплектована тремя напольными, двумя полочными, центральной АС и сабвуфером. «Десятка» получена как бы масштабированием (укрупнением) предстоящей «восьмерки»: те же три полосы и конфигурация головок (2хНЧ + СЧ + ВЧ), но ее басовики и среднечаcтотник намного крупней, следовательно, больше габариты корпуса, ниже бас. Выросли мощность (значительно), чувствительность (немного). Диффузоры НЧ- и СЧ-драйверов целлюлозные, с тонким слоем коричневатого демпфирующего покрытия. Магнитные системы басовиков парные. Излучение твитера с тканевым куполом «подправляет» неглубокий рупор; скосы на корпусе по сторонам — профилактика краевой помехи. Все динамики магнитоэкранированы (ВЧ — стальным колпаком, СЧ и НЧ — компенсирующими магнитами). Акустическое оформление модели выполнено из 18-мм плит MDF, задемпфировано проложенными по стенкам синтепоновыми матами. Настройка ФИ на 29,5 Гц (по паспорту) указывает на НЧ-притязания «десятки».
Звук. Модель обладает широким музыкальным дыханием. Фундаментально глубокий, масштабный бас всегда сохраняет подвижность, высокую структурную определенность; при работе на любых энергетических режимах слух не обнаруживает затуманивания регистра, грозный басовый рокот ни на миг не становится гулом. Цельное, гармоничное звучание датской пары разворачивается в просторном, живом акустическом объеме, впечатляет могучей динамикой, пластикой микроамплитудных тонкостей. Представляя слушателю роскошь музыкальной авансцены, DALI окутывают легким флером глубины виртуального пространства, артистично сглаживают колкости крайней верхней части спектра. «Десятка» раскрывает богатство классического музыкального инструментария. Выразительны струнные; в сольном вокале бережно сохранена невероятно красивая нижняя — грудная — форманта.
Concept 10 — универсальные системы для большой, умеренно заглушенной комнаты. Это шикарная стереопара, отличный театральный фронт.

- технический комментарий -
АЧХ модели — самая стабильная в тесте (лучшие неравномерность и дисбаланс в широкой полосе). Высокий «бугор» на 50 Гц, обозначающий повышенную басовую активность «десятки», не вызывает тонального дисбаланса. Измеренная под углом АЧХ показывает обостренную направленность, особенно в верхней октаве. Значение нижней границы — 35 Гц, одно из лучших. КНИ очень мало зависит от громкости. Рост искажений после 7–8 кГц на 88/94 дБ можно связать с легким затемнением ВЧ-деталей. В басу акустическая система играет довольно чисто: 3,2% на 40–100 Гц при 94 дБ — лучший результат!

Dynaudio A 62

Конструкция. Серия Audience знаменитой датской фирмы включает 11 АС. Audience 62 — меньший среди напольных громкоговорителей линейки (и самая компактная система в нашем тесте) щеголяет изумительно красивой отделкой натуральным шпоном розового дерева. Рамку с тканью снимаем и размещаем симметрично на задней панели — очень удобно. Модель — итог развития идеи мини-монитора: две полосы, два драйвера, увеличение объема корпуса направлено на углубление баса. Облик фирменной НЧ/СЧ-головки узнаваем благодаря характерной конусно-купольной геометрии диффузора; 75-мм катушка «опирается» на линию сопряжения конуса и купола; мощная литая металлическая корзина обеспечивает механическую стабильность. Прочное, отлично задемпфированное оформление с 28-мм передней панелью гарантирует отсутствие «подзвучки». В кроссовере применена система коррекции импеданса. Модель разработана и производится в Дании.
Звук. Audience 62 воплощают лучшие черты датской школы звука: строгость, точность, академизм. Параметры глубины и тональной верности баса кажутся выверенными до микрона. Да, регистр не очень глубок, но слыша, что он нисколько не уступает противоположному краю спектра в подвижности, прозрачности, динамике, понимаешь, как ценен такой подход в формировании замечательно гармоничного музыкального образа и проникаешься уважением к разработчикам. Бас 62-х глубже мониторного, и эта «экспансия» выполнена удивительно аккуратно, искусно — почти без качественных потерь. Звучание датской пары, пожалуй, самое нейтральное в тесте, одно из самых строгих тонально. Поначалу оно кажется чуть прохладным. Но вскоре колонки «воспитали» полное доверие к ним. Audience 62 не трактуют, а представляют музыку, намерения исполнителя, звукорежиссера… В динамичном звуке нет ничего чрезмерного, никакой аффектации. Эмоциональность создаваемых музыкальных образов отградуирована по канонам строгого вкуса.
Модель отлично играет любую музыку. На симфонических и рок-программах «скромность» баса искупается отличным общим балансом. Колонки для небольших и средних помещений.

- технический комментарий -
По стабильности АЧХ у Audience 62 второй после DALI результат в тесте (неравномерность ±0,8 дБ в широкой полосе). Изрезанность рельефа (умеренно во всем диапазоне) не вызывает тональных проблем. Направленность обострятся при снятии АЧХ на углах после 10 кГц, поэтому важно, чтобы твитер 62 «смотрел» точно на слушателя. Искажения очень низки во всей полосе, даже при 94 дБ не превышают 1%. КНИ резко растет ниже 40 Гц. Пики на 50 Гц и 80 Гц образуются только на высокой громкости. Как электрическая нагрузка модель — подарок для усилителя (лучшее значение отклонения — 0,8 Ом).

Focal-JMlab Cobalt 816S

Конструкция. В 2003 году АС Cobalt французской Focal-JMLab получили вместе с индексом «S» технологические наработки серий Electra и Utopia. 816S — вторая сверху система Cobalt (в линейке еще есть старший напольник, полочник, центр, тыл и сабвуфер) — оснащена новой версией фирменного твитера Tioxid 5 (такой же есть у Electra). Форма и материал мембраны (вогнутый купол из титана с нанесенной на него пленкой двуокиси того же металла толщиной всего несколько микрон) позволили вывести первую резонансную частоту диафрагмы в ультразвуковую область. НЧ/СЧ-динамики излучают диффузорами, изготовленными по технологии Sandwich «W»; акустически прозрачный пылезащитный колпачок — отличие новых Cobalt S от старых; обе головки работают снизу, но одна до 400 Гц, а другая до нижней границы твитера. Спереди — «вечная» металлическая сетка. Позади — окошечко с надписью — напоминанием о еще одной технологии Focal: Optimum Phase Crossover. В «витрине» электронного «бутика» — образцовый порядок: тщательно подобранные (не только по внешним данным) элементы смонтированы на плате с идеальной точностью.
Звук. Акустический образ, создаваемый Cobalt 816, прозрачен, исполнен французского изящества. Струна скрипки, «золото» трубы, свист флейты красиво оконтурены, пластичны. Тональный аспект колонки подают изумительно красиво — особенно в среднем и высоком регистрах. Отчетливость представления структурных деталей образа плавно растет при переходе от середины к верху диапазона и немного падает в басу. Колонки располагают передний край сцены на комфортной — средней дистанции от слушателя. Виртуальные детали панорамы точны, очень стабильны. Крупный и плотный бас 816-х чуть-чуть не поспевает за подвижными серединой и верхом, колонки как бы слегка удлиняют шлейфы контрабасовых и органных тонов. При работе на высоких энергетических режимах в регистре проявляются локальные затемнения образа.
Для Cobalt 816S предпочтительна музыка малых и средних исполнительских составов. Немного мягкой мебели в среднего размера комнате может успокоить ВЧ-активность «француженок».

- технический комментарий -
Весьма ровная на очень протяженном отрезке: от 70 Гц до 20 кГц АЧХ 816S образует «кручу» на 50–60 Гц. Эти «поползновения» в басу не сказываются негативно на тональном аспекте. Уровень КНИ очень низок во всем диапазоне и весьма слабо зависит от громкости. При подъеме амплитуды с 82 дБ до 94 дБ искажения в полосе 100 Гц–20 кГц растут очень мало: с 0,3% до 0,7% — отлично! Резкий подъем графика после 17–18 кГц, на звук оказывает минимальное воздействие: это ультразвук. 816S обладает лучшей в тесте динамикой баса: 1,9% в полосе 40–100 Гц при 94 дБ.

KEF Q7
Конструкция. Большинство из 11 моделей серии Q британской компании KEF уже побывали у нас в редакции. Теперь настал черед Q7 — второй сверху напольной системы линейки. Со средними и высокими работает система, представляющая одну из последних модификаций фирменной технологии Uni-Q. Рупор алюминиевого купола твитера ослабляет отражение ВЧ-потока от поверхности НЧ/СЧ-диафрагмы. У семерки, как и у ее Q-однофамильцев, на коаксиальной «головке» видим пластиковую шапочку: «Честь имею!» Форма полимерной мембраны басовика RaceTrack рождена стремлением разработчиков увеличить ее излучающую поверхность, не прибегая к расширению передней панели. Головка-«стадион» работает на аналогичной формы тыловой ФИ-порт, коаксиальная система — на фронтальный. Горизонтальное перекрытие делит внутренний объем Q7 между НЧ и СЧ/ВЧ. Корпус механически инертен благодаря кривизне стенок (задается при прессовании), применению ребер жесткости и обилию звукопоглощающего материала.
Звук. Звуковой почерк фирменной системы Uni-Q обнаруживается сразу. Образы в среднем и высоком регистрах отлично сфокусированы, идеально локализованы в пространстве. Удивительно точно и артистично, словно иглой гравера, выводят колонки графический рисунок музыкальной ткани на СЧ/ВЧ-спектральном отрезке. Поразительно корректная, интеллигентная линия поведения истинного британца. Действия Q-джентльменов в области среднего и глубокого баса не всегда удачны: естественные или искусственные (организованные при помощи усилителя) динамические приросты иногда вызывают здесь рябь нелинейности. Поролоновые «кляпы» (в комплекте) значительно ослабляют данный эффект. Верхний бас семерки всегда строг и гладко смыкается со средними. «Семерки» изысканно чутки в тональной области в большой мере благодаря воздушно-шелковым высоким.
Q7 ближе по духу камерная классика и джаз (акустический). Апартаменты — среднего размера помещение, для озвучивания которого колонкам не придется «форсировать голос».

- технический комментарий -
На осевой АЧХ системы наблюдаем подъем на 6–8 кГц, уравновешиваемый последующим резким спадом на 10–13 кГц: это может влиять на тональную организацию поля; дисбаланс в полосе невысок: 0,1 дБ. Обостренная направленность в верхней октаве обусловлена характером излучения фирменной головки Uni-Q. График зависимости КНИ от частоты выглядит весьма благополучно. На широком спектрально отрезке, 1,5–20 кГц уровень очень низок на любой громкости. Локальные подъемы на 400 Гц, 800 Гц, 1,3 кГц обостряются только при 94 дБ. Искажения в басу подрастают только при 94 дБ.

Monitor Audio Silver RS8

Конструкция. Британская компания из Эссекса ввела в строй новую линейку Silver RS совсем недавно, так что мы даже с трудом отыскали спецификации на нашего гостя. Ближайшим технологическим ориентиром RS8 (и всей новой серии) являются модели Silver S. Monitor Audio продолжает совершенствовать отлично зарекомендовавшую себя технологию C-CAM (Ceramic Coated Aluminium Magnesium alloy). Композитный материал (комбинация алюминия, магния и керамики), разработанный первоначально для нужд аэрокосмической индустрии, фирма применяет для изготовления диффузоров НЧ/СЧ- и ВЧ-драйверов. Твитер Gold Dome C-CAM («золотой купол» за металлической сеточкой) — тот же, что у моделей флагманской серии Gold Reference, излучает до 25 кГц. НЧ- и СЧ-головки имеют прочное немагнитное литое полимерное шасси, работают в сообщающихся объемах: CЧ — на тыловой порт, НЧ — на фронтальный. Благодаря новому резиновому подвесу увеличилась траектория смещения C-CAM-мембран. Оформление из 19-мм MDF-плит усилено изнутри стяжками и надежно задемпфировано. Все ребра колонки немного закруглены.
Звук. Раскрепощенное звучание RS8, открыто эмоциональное и вместе с тем очень корректное. Системы показывают ровное разрешение на всем спектральном пространстве. Великолепный — густой, плотный, глубокий, превосходно структурированный, быстрый — бас никогда не «теряет головы». Ясность образа не падает при отдалении от фронта музыкальной сцены. Слегка усиливая контрасты внутри звуковой ткани колонки формируют очень красивый акустический объем. Тембры инструментов симфонического оркестра проходят чистыми, незамутненными линиями, ложатся подобно несмешиваемым краскам на полотнах импрессионистов. Только на высоких заметен легкий тональный акцент. Звуковая панорама английской пары естественна, объемна, увлекает обилием виртуально-пространственных деталей. Динамический потенциал — один из лучших в тесте.
Для этой совершенно универсальной в жанрово-стилевом отношении модели разумнее предусмотреть достаточно просторную комнату.

- технический комментарий -
Особенности тональной организации поля RS8 задают плавный подъем в басу (с центром на 60 Гц) и несколько более крутой прирост чувствительности в ВЧ: к 10 кГц (далее — на участке 11–16 кГц график нормализуется). Звучание RS8 одно из самых пространственно однородных в тесте: дисбаланс на угле 45° составляет 4 дБ (второй результат). КНИ очень низок и весьма слабо зависит от громкости на широком спектральном участке: 150 Гц–17 кГц. Рост выше 17 кГц обусловлен применением твитера с металличесим куполом и не оказывает негативного воздействия на звук.

Neat Acoustics Elite

Конструкция. Продукция, представляющая этот британский бренд, впервые попала к нам на тестирование. Маленькая фирма разместилась в сельском местечке Тисдейл на севере Англии. В каталоге — две продуктовые серии: Ultimatum и Classic; всего 9 моделей. Elite — одна из двух напольных систем Classic. Ее НЧ/СЧ-головка с диффузором из пропитанной бумаги — та же, что у моделей Ultimatum. Особенно интересен твитер, с таким динамиком мы сталкиваемся впервые. Головка представляет технологию EMIT (Electro Magnetic Induction Tweeter), родственную планарной, которую в начале 1980-х разработала Infinity для АС Quantum. Круглая плоская мембрана со спиральной токопроводящей дорожкой — катушка и излучатель одновременно — колеблется в поле мощного магнита. Мягкая ткань вокруг твитера блокирует отражения звука. В оформлении из 15-мм MDF плит устроены два настроенных по-разному порта ФИ: позади сверху и в нижнем торце; корпус приподнят над каменным основанием (сланец) на 20 мм. Снизу в плиту вворачиваются шипы. Защитной сетки у Elite нет, зато ничто не скрывает изумительно красивой текстуры натурального дерева.
Звук. В звучание этих колонок можно влюбиться буквально с первого звука. Оно завораживающе красивое, фантастически музыкальное. Кристальная прозрачность, насыщенность нежнейшими, ювелирно прописанными деталями среднего и высокого регистра воскрешает в памяти звук электростатов, а «вышколенность» звуковых манер — диспуты об английском звуке. По мере продвижения к нижнему регистру музыкальный почерк Elite плавно трансформируется (работают головки разных типов), но ощущения эклектики не возникает. Бас систем упругий, собранный, подвижный, структурно определенный, не очень глубокий. Динамические данные не очень яркие: игольчато-точная артикуляция деталей микроамплитудного слоя контрастирует с чуть пониженной энергетикой громких эпизодов. Elite отлично играют любую музыку. Может быть, только на симфонических и рок-фонограммах хотелось бы более плотного, «агрессивного» баса и динамического ресурса. Колонки — для небольших и средних помещений, отплатят «золотом» отличного звука за усилия по их верной инсталляции.

- технический комментарий -
АЧХ системы ровная во всем диапазоне. Подъем чувствительности на ответственном участке от 3,5 до 6 кГц можно связать контрастным представлением моделью ВЧ-информации. Обостренная направленность в верхней октаве обусловлена типом примененного твитера. Рост КНИ на участке наивысшей чувствительности слуха (2–6 кГц) не воспринимается однозначно в негативном плане. Динамическую картину «портят» пики на 300 Гц и 3 кГц, пропорциональные росту амплитуды сигнала; в верхней октаве довольно чисто. Модуль входного импеданса регистрирует уровень 30 Ом на 1,7 кГц.

Paradigm Studio 100 v.3

Конструкция. АС канадского производителя — в числе очень редких «посетителей» нашей лаборатории. В Studio Series 2 напольных, 2 полочных, 2 центральных и тыловая АС. Studio 100 — флагман линии, второй сверху по росту и весу участник теста. В арсенале «сотки» впечатляющая батарея головок: три НЧ, СЧ и твитер. Полосные динамики работают в изолированных объемах корпуса, басовое «трио» нагружено на единственный фронтальный ФИ-порт. Диффузоры басовиков (полипропилен) и среднечастотника (полимер с добавлением слюды) приводят в движение 38-мм звуковые катушки. Крупнокалиберная «пуля» в центре конуса СЧ-драйвера корректирует фазу излучения. Ферромагнитная жидкость в магнитном зазоре твитера и среднечастотника остужает пыл динамиков, одновременно демпфирует катушки и способствует повышению мощности системы (350 Вт по паспорту). «Крутые» фильтры 3-го порядка ограничивают полномочия головок и задают скорость затухания на частотах раздела. Физические данные корпусной «брони» не вызывают вопросов. Ножки-овальчики, пластиковый «передник» с надписью Paradigm Reference (снизу) и «шапочка» на ВЧ-головке (фасон, как у KEF) — предметы туалета стильных «канадцев».
Звук. Превосходная полномасштабная динамика, могучая энергетика и адекватный — бронебойный (!) бас — доминирующие черты звукового портрета Studio 100. Когда этот «линкор» из Нового Света «расчехляет» свои орудия главного калибра и пускает в ход всю внушительную вертикаль драйверов — только держись! Это звуковое цунами, поверьте! Пушечная канонада из увертюры «1812 год» П.И. Чайковского и вся партитура произвели совершенно аутентичный эффект. Очень важно, что мы не обнаружили в звуковых валах «пены» нелинейности: музыкальная ткань оставалась прозрачной, как при штиле. В целом верный тональный баланс «сотки» чуть понижен в среднем регистре. Но легкое невнимание к комплексу тембральных и микродинамических тонкостей обнаруживается только в сравнении с некоторыми другими системами теста.
Этой бесспорно универсальной модели нужна просторная комната, а ее хозяевам — спокойные соседи.

- технический комментарий -
Эта модель — один из лидеров теста по объективным параметрам. Studio 100 имеет рекордно глубокий бас: нижняя граничная частота 26 Гц. Высока динамика регистра: КНИ 4,2% при 94 дБ — третий результат. Слегка вогнутый рисунок АЧХ способствует более контрастному представлению информации на краях диапазона. Пространственное поле модели весьма однородно. Динамика на участке 100 Гц — 1 кГц (весьма важный для звука средний регистр) очень высока. После 1 кГц искажения плавно растут; пики на 1,6 кГц и 8 кГц — возможная причина легкого снижения тонального разрешения на ВЧ.

Polk Audio RTi12

Конструкция. В апрельском 2004 г. тесте акустики проходили АС Polk Audio RTi 10. В нашем полку прибыло: на стенде Polk Audio RTi 12. Колонки превосходят соперников по габаритам, массе и числу драйверов (шесть). Басовики и среднечастотники излучают мембранами из полимерного композита (технология Dynamic Balance), в моторах динамиков — мощные экранированные магниты. Оригинально решен вопрос тепловой защиты твитера (его шелковый купол «притворяется» алюминием — выкрашен в серебристый цвет): на неодимовом магните закреплен радиатор в форме звезды. Любопытна конфигурация драйверов. СЧ и ВЧ образуют симметричную схему д’Апполито, работают в изолированной камере. Ниже — «иллюминаторы» басовиков. ФИ-порты RTi 12 расположены соосно; позади тылового видим фирменный пластиковый экран Power Port Plus: обратный рупор рассекает воздушный поток — это позволяет ставить АС близко у стены. Асимметричная система внутренних армирующих ребер обеспечивает высокую жесткость корпуса. К днищу колонки привинчиваются опоры, к ним — конусы (детали пластиковые).
Звук. Наше внимание сразу же привлек глубокий, свободный, отлично артикулированный нижний регистр RTi 12. Его структуры ясны, выпады мгновенны. Лишь очень суровые энергетические режимы способны вызвать замешательство в рядах этого нордического баса. Настоящий polkовник! С басовых взгорий слух сходит в долину хорошо оформленной, воздушной середины, смыкающейся с идущими чуть «в гору» остро контрастными высокими. Колонки формируют масштабную, просторную музыкальную сцену, увлекающую фабулой виртуально-пространственных событий. Лишь иногда мы отмечали отдельные тональные упрощения звукового образа. Легкая дымка сопровождает передачу средних октав рояля, пластиковый оттенок проступает в вибрации скрипичной струны… Но поклонники современных электронных жанров отметят не эти мелкие шероховатости, а скорее «милитаристский» бас, выдающуюся энергетическую выносливость «американцев». Как вам метрики: соответственно 18 Гц и 500 Вт!? Думаем, мало не покажется!

- технический комментарий -
АЧХ модели весьма стабильна, не обнаруживает преимуществ ни одной из частей диапазона. Умеренные флуктуации графика соотносятся с хорошим тональным балансом. Направленность RTi 12 в верхней октаве обострена. КНИ колонок очень низок во всем частотном диапазоне, весьма мало зависит от громкости (отличная динамика). Искажения резко растут ниже 40 Гц и плавно выше 10 кГц. Бас (60–100 Гц) и высокие (верхняя октава) остаются рекордно чистыми на всех уровнях. Значения КНИ на отрезке 100 Гц–20 кГц при разных уровнях рекордные в тесте; искажения даже при 94 дБ всего 0,2%.

Quadral Platinum 820

Конструкция. Platinum 820 — вторая сверху модель второй сверху линейки германской фирмы (выше «платиновых» фирма ставит только свои «золотые» АС серии Aurum Phonologue). Для изготовления мембран головок производитель предпочел металл: купол твитера титановый, диффузоры СЧ и НЧ изготовлены из сплава алюминия, титана и магния. Нестандартно решили разработчики задачу демпфирования купола высокочастотника. С тыльной стороны диафрагмы в определенных местах проложен демпфирующий материал. Динамик имеет двойную магнитную систему; трехлучевой рассекатель-«мерседес» перед куполом корректирует излучение. Басовики работают в изолированном «кабинете» на тыловой порт. Последний впечатляет своей величиной: если у хозяев потеряется котенок, то стоит поискать его внутри колонки, или же просто включить музыку (негромко). Простукивание выявило высокую акустическую инертность оформления. Серебристая отделка модели (есть еще вариант: натуральная вишня) продолжает варьировать тему «авиационных» металлов.
Звук. Platinum 820 продемонстрировали сбалансированное, комфортное звучание: ровное разрешение во всем диапазоне, средний динамический ресурс, тональную строгость, высокую стабильность музыкальной панорамы. Бас не очень глубок, но недурно «воспитан», его линии структурно ясны, подвижны. Звуковой почерк модели нейтральный, по-немецки строгий, тяготеет к аналитичности. Образ насыщен хорошо артикулированными деталями — ровно на всем спектральном пространстве. Колонки проявляют незаурядную — «аудиофильскую» — чуткость к комплексу весьма музыкально важных микродинамических деталей, играют очень свежо, тонко, чисто на малой и средней громкости. На высокой — только при воспроизведении динамичной музыки (классических оркестровых, популярных электронных форм) — в звуке проявляется некоторый избыток яркости.
Platinum 820 выказывают чуть большее предпочтение музыке, не требующей динамического культуризма, малым и средним исполнительским составам. Модели разумно выделить «апартаменты» средних размеров; не повредит мягкая мебель.

- технический комментарий -
АЧХ модели регистрирует легкий дисбаланс в пользу высоких. Его можно ослабить небольшим разворотом акустических осей гроскоговорителей от слушателя (чувствительность в ВЧ в этом случае падает). Графики зависимости КНИ от частоты при 82 и 88 дБ выглядят вполне благополучно. Измерения при 94 дБ «смазывают» картину. Это объективное подтверждение замеченной нами «нелюбви» колонок к работе на высоких энергетических режимах. Модуль входного импеданса весьма стабилен: среднеквадратичное отклонение 1,4 Ом — третий результат теста.

Revolver R45

Конструкция. С 1979 г. под маркой Revolver выпускались проигрыватели винила, с 1994 — недорогие АС небольшими сериями. В 1998 произошла очередная смена владельца «огнестрельного» бренда. С 2002 г. марку ведет The Acoustic Partnership, основанная М. Джевитом и Ч. Гринлисом, экс-сотрудниками Heybrook Hi-Fi и JPW Loudspeakers соответственно. Исследовательские и производственные мощности находятся в Англии. В каталоге 4 модели в модификации R (отделка кленовыми дощечками и тканью) и RW (темный или светлый вишневый шпон). R45 — лидер модельного ряда. НЧ- и СЧ-система излучает головками с конусами из стекловолокна (плетение), высокие — твитером с анодированным алюминиевым куполом и мощным магнитом. Басовики нагружены на тыловой порт. Передняя панель вдвое толще остальных стенок оформления. В кроссовере R45 высококачественные элементы аудиофильского класса. Опорой колонке служит массивная плита, в которую снизу вворачиваются шипы. В январе 2004 модель награждена «The Editors Choice» Hi-Fi News (колонки до $1000).
Звук. Звучание английской пары «умеет» быть изумительно красивым, комфортным и притом удивительно корректным. «Ложе» музыкального образа выстилает глубокий, подвижный, бархатный бас. Сверху — «диадема» изысканно-выразительных ВЧ-кружев (высокие чуть закруглены вниз у крайнего верхнего края регистра). Звук R45 строг в тональном смысле, но его нельзя назвать совершенно нейтральным: колонки чуть как бы подчеркивают тембральную красочность музыки (большие и камерные оркестровые полотна, вокальные жанры). Графику звуковой ткани (мелодические, штриховые элементы) колонки передают в пластичной манере. Музыкальная сцена у них получается не очень просторной, но воздушной, дышащей, с легким вуалированием виртуальных подробностей в глубине панорамы. Revolver R45 отлично играют любую музыку, несмотря на название в их звуке отсутствует «стрельба» и прочие резкости. Модель способна грамотно масштабировать плотно записанные, динамичные фонограммы (симфонические, электронные формы) в пространстве средней по площади комнаты.

- технический комментарий -
Чувствительность модели стабильна во всем диапазоне. На АЧХ видим очень ровное «плато» в басу (60–120 Гц). Продуцируемое R45 пространственное поле отличается высокой однородностью; невысокий дисбаланс характеристики, измеренной на угле 45°, задается спокойным спадом в верхней октаве. КНИ весьма низки в высоком регистре; в среднем только немного повышаются на уровне 94 дБ. На большой громкости наблюдается всплеск нелинейности в верхнем басе (пик на 120 Гц). R45 входит в группу лидеров по измеренным параметрам и это согласуется со слуховыми ощущениями.

Комментарий
Методика тестирования
Тестирование представляет собой комплекс измерений и контрольное прослушивание. Измерялись: АЧХ, зависимость нелинейных искажений от частоты (КНИ), импульсная характеристика, параметры импеданса. В техническом комментарии приводится АЧХ при трех (0°, 45°, 90°) угловых отклонениях от акустической оси (красный, синий и зеленый цвет) и зависимость входного импеданса от частоты. Экспертное прослушивание проводилось с использованием редакционного комплекта электроники и высококачественных лицензионных CD.

Технические хитрости
Некоторые конструктивные особенности акустических систем требуют показа и пояснений. На диафрагме ВЧ-головки акустической системы Elite наглядно видны концентрические полоски печатной звуковой катушки EMIT-твитера. Рассекатель у заднего порта ФИ акустики Polk обеспечивает ему постоянную нагрузку и позволяет устанавливать акустику в любом месте, поскольку влияние стены минимально. Необычно велик размер тылового порта ФИ у акустики Quadral. Вогнутая диафрагма титанового твитера Focal-JMLab, по мнению ее создателей, имеет неоспоримые акустические преимущества по сравнению с выпуклым куполом.
S&V-совет
Данный тест громкоговорителей акустической премьер-лиги (более высокие ступени ценовой лестницы занимает лига высшая, т.е. High End) подтвердил десятью весомыми аргументами замеченную ранее закономерность: чем выше стоимость компонента, тем большее значение в его оценке приобретает слушательская экспертиза и тем труднее характер и качество звучания — не в общем, а в нюансах, тонкостях — интерпретировать с помощью данных инструментального анализа, однозначно сопоставлять с ними. Производители дорогой техники не оставляют магистрального технологического пути: всеми силами стремятся создать акустику с возможно более ровной АЧХ, низким процентом искажений, широким динамическим диапазоном и т. д. Но в этом классе продукции фирмы иногда предпочитают технически прочным, «безопасным» решениям оригинальные, иногда спорные подходы ради получения живого, выразительного, ярко индивидуального звучания. Диапазон оценок десяти моделей нашего теста по двум неотменимым пунктам обязательной программы напольного громкоговорителя — глубине баса и динамике — оказался довольно широк. Баллы по другим параметрам также немало разнятся. Это вызвано сложным комплексом технических, экономических, маркетинговых причин, различиями в стратегиях производителей. В тест попала акустика, созданная на основе диаметрально противоположных принципов. Один, более сплоченный и представительный фланг образуют компании, опирающиеся на данные контрольно-измерительных процедур, строгую электроакустическую науку (DALI, Dynaudio, Focal JMLab и др.) На другом — фирмы, создающие акустические системы, по их утверждению, исключительно на слух (Neat). Вместе с тем, наше расследование показало, что производители дорогой акустики предпочитают вкладывать средства в звук, а не в модные дизайнерские решения. Таким образом, благодаря этому весьма интересному тесту мы не только показали на благо потребителя системный срез реально существующей, но малоизученной акустической ценовой ниши, но и затронули важный вопрос о критериях оценки звука и звуковой экспертизе вообще.

-Звучание-
При всем значительном различии звуковые характеры моделей теста все же поддаются условной классификации. Четыре системы — DALI, Focal, Paradigm и Polk Audio выделяются великолепной динамикой и превосходным басом. Paradigm Studio 100 создает иллюзию реального симфонического, органного или рок-концерта. Polk Audio — могучий американец с аристократическими музыкальными манерами. Focal и DALI сочетают высокий энергетический ресурс с изумительной чуткостью в тональной области; Concept 10 формирует просторный, пластичный акустический объем, фантастически проворно и точно оперирует своими двумя огромными басовиками: нижний регистр колонок глубокий, плотный, структурно точный. Другой представитель датской школы звука, Dynaudio — самая нейтральная по звуку модель теста; музыкальные события Audience 62 преподносит в строгой, аутентичной манере. В этом отношении с Dynaudio смыкается с Quadral; германская модель уступает датской в динамической и тональной области, но может приглянуться четкой графикой ВЧ-деталей, непосредственной эмоциональностью, открытостью звука. KEF, Monitor Audio, Neat и Revolver демонстрируют изумительную пластику, рафинированность звукового рисунка, образуют в тестовой «партии» обособленную — британскую «фракцию». Уверены, многие предпочтут относительной скромности в басу KEF и Neat другие яркие достоинства этих замечательных моделей. Музыкально-сценические таланты KEF — самые впечатляющие среди оппонентов, панорама Q7 отличается почти сюжетной выразительностью, эффектной пространственной деталировкой картины; KEF очень естественно, точно передает звук акустических инструментов. Revolver обладает незаурядной способностью выявлять характернейшие черты самой разной музыки — не это ли признак классной акустики! «Породистый» звук системы исполнен особого аристократического шарма. Neat стоит в тесте несколько особняком благодаря фантастически высокой прозрачности, изящно-легкой, пластичной микронюансировке музыкальной ткани в среднем и верхнем регистрах (на невысокой громкости); в звуке модели ясно различим вожделенный аудиофильский «подтекст». Звучание новинки — Monitor Audio Silver RS8 — вызвало у нас горячую симпатию, оно отличается великолепным общим балансом, отличным басом и динамикой, прекрасной артикуляцией деталей: совершенно универсальная система.

-Конструкция-
Известно, что по сравнению с верхними «герцами» нижние даются разработчикам более значительными технологическими усилиями. Верные пути извлечения из системы глубокого баса — выделение под регистр отдельной полосы, увеличение числа работающих на бас драйверов и, конечно, фазоинвертор. Большинство систем теста взяли это на вооружение. Семь моделей — трехполосные, одна (Focal) имеет 2,5 полосы, Dynaudio и Neat представляют двухполосный дизайн. Выдающийся результат по динамике баса показала Focal Cobalt 816 S — 1,9%. Отличные показатели также у Revolver, Monitor Audio и Dynaudio. Paradigm установила рекорд басового погружения — 26,7 Гц; следом идут Focal и Monitor Audio с 27 и 31 Гц соответственно. Оригинально выполнен фазоинвертор у Polk Audio: рассекатель системы Power Port Plus позволяет придвигать колонки близко к стене. Самые большие басовые драйверы — у DALI (2х250 мм; Concept 10 — самая крупная модель теста), зато Paradigm и Polk Audio (самая высокая и тяжелая модель теста) взяли числом: у каждой по три 178-мм НЧ-головки. В выборе материала диафрагмы твитера перевес в пользу металла (алюминий, титан, сплавы). Очень хорошо зарекомендовали себя целлюлозные диффузоры DALI, Sandwitch «W» Focal, C-CAM Monitor Audio, полимерные диафрагмы Paradigm и Polk, стекловолоконные Revolver. Наиболее примечательный твитер у Neat — EMIT разработки Infinity. Эта пара выделяется также отсутствием защитных сеток. Стоит отметить высокий энергетический потенциал моделей Paradigm и Polk Audio: верхние границы диапазонов мощности усилителей соответственно 350 и 500 Вт, что не замедлило сказаться в звуке! Самым широким динамическим диапазоном в средней и высокой частях спектра обладают Polk Audio, KEF, Focal и DALI. RTi 12 Polk Audio продемонстрировали рекордно низкий уровень нелинейности (читай — лучшую динамику) в полосе 100 Гц — 20 кГц: 0,6% при 94 дБ. Focal, DALI и Dynaudio имеют самые стабильные АЧХ. Paradigm, Monitor Audio и Focal формируют самое пространственно однородное поле, они лучшие по направленности звука (премиальные показатели по неравномерности и дисбалансу характеристики, снятой под углом 45° к центральной оси). Большинство систем является стабильной нагрузкой для усилителя. Максимум (30,5 Ом) отмечается у Neat, минимум (2,8 Ом) — у Paradigm. Самым устойчивым импедансом обладают Dynaudio, DALI и Quadral. Из десяти моделей только DALI, Dynaudio и Revolver не допускают раздельную коммутацию по схемам bi-wiring/amping.

-S&V-эффект-
Десять моделей теста — десять неординарных звуковых персон. Тщательно выстроив «по ранжиру» данные инструментального анализа и слуховые впечатления, эксперты определили свои симпатии. Гигант DALI Concept 10 покорил естественностью звука, высоким динамическим ресурсом; Focal JMLab Cobalt 816S — изяществом рисунка, премиально чистым басом; Monitor Audio Silver RS8 — гармоничной цельностью музыкального образа и соблазнительной ценой; Paradigm Studio 100 v. 3 — фантастически динамичным и притом чистым звуком; ну, а Neat Elite — завораживающей прозрачностью ткани, отвечающей чаяниям аудиофила. Уверены: внимательно изучая этот материал, читатель усмотрит в звуковом аттестате моделей «свои» нюансы, субъективно перевешивающие указанные нами объективно правильные черты.




Предыдущая статья К списку статей Следующая статья


Солярис

© 2006-2020 ООО "Домашние кинотеатры"

Все права защищены

Правовая информация

Правила использования сайта solyaris.ru

123290, г.Москва, ул.Садовническая, д.74

+7 (495) 951-99-44 (с 12:00 до 18:00)

+7 (926) 159-99-44 (с 11:00 до 20:00)

info@solyaris.ru

Использование любых материалов сайта разрешено только с письменного согласия авторов.

Сопровождение и поддержка: РА Профит